Функциональная грамотность

 

Нормативно-правовые документы федерального   уровня
Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО
Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности
Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

 

Нормативно-правовые документы  регионального и
муниципального уровня
Приказ департамента образования Брянской области № 1643 от 07.11.2023 Об утверждении регионального плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Брянской области на 2023-2024 учебный год
Приложение к письму департамента образования Брянской области № 6292-04-0 от 20.10.2023
Письмо департамента образования Брянской области № 6292-04-0 от 20.10.2023 О проведении диагностики функциональной грамотности обучающихся 8 и 9 классов
Приложение №1 к приказу УОА Погарского района от « 21 » ноября 2023 года №218/1
Приказ УОА № 218/1 от 21.11.2023 Об утверждении муниципальною плана мероприятий по повышению и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Погарского района на 2023-2024 учебный год
Промежуточный анализ работы УОА Погарского района и общеобразовательных организаций района по формированию функциональной грамотности обучающихся 8-9 класса 2021-2022 учебный год
Результаты диагностики обучающихся 8-9 классов по материалам банка заданий РЭШ по формированию функциональной грамотности
Базы данных педагогических работников, участвующих в формировании функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов в образовательных организациях Погарского района в 2021-2022 учебном году
Муниципальный план Функциональная грамотность 2021
Приказ об организации работы по повышению функциональной грамотности 2021-2021 уч. год

 

Нормативно-правовые документы школьного  уровня
 
 
План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся МБОУ Вадьковская СОШ на 2023/24 учебный год
График проведения оценочных процедур по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2023-2024 учебный год
Приказ № 277/ОД от 31.08.2022 года «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся в 2022-2023 учебном году В МБОУ Вадьковская СОШ»
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в 2022-2023 уч.году

 

Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.
Электронный банк заданий:https://fg.resh.edu.ru/.
Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.
Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
Издательство «Просвещение»
Банк тестов
Московский центр качества образования
Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник
 
 
 
 
 
 
 

Международные исследования оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты международных исследований отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.

Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.

Выделены отличительные черты функциональной грамотности:

1) направленность на решение бытовых проблем;

2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;

4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.

Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.

Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга (в 2021 году –  8,9 классы).

Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.

Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.